Конец зимы 2021 «подарил» представителям украинского бизнеса четыре законопроекта, которыми предлагается внести изменения в Налоговый кодекс и в некоторые другие законы с целью внедрения налоговой амнистии. Однако, какая основная цель проведения амнистии? В соответствии с исследованиями теневой экономики в Украине, почти 25 процентов рынка находится в тени. Соответственно, в бюджет не поступает как минимум четверть налогов и сборов, которые должны оплачиваться в соответствии с законодательством.

Налоговая амнистия предусматривает возможность оплатить одноразовый сбор по ставкам, которые являются ниже чем установленные законодательством для налогообложения доходов, и сроки оплаты налогов по которым уже истекли. При этом такие плательщики не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности за несвоевременную оплату налогов. С целью реализации такой возможности предлагается введение одноразового (специального) добровольного декларирования (или как принято его называть в обиходе «нулевое декларирование»). Это особый порядок добровольного декларирования активов, которые принадлежат лицу, если они были получены за счет доходов, которые подлежали налогообложению в Украине и с которых не были уплачены налоги в течении любого из налоговых периодов до 01 января 2021 года.

Декларацию можно будет подать, как в электронной форме, так и в простой письменной. Декларация может подаваться как лично, так и через уполномоченного представителя (нотариуса) в виде обезличенной одноразовой декларации. В случае подачи обезличенной декларации, декларант составляет и подает лично декларацию в письменном виде и предоставляет её нотариусу вместе с заверенными копиями документов, которые подтверждают наличие у лица активов, с которых не были оплачены налоги. При этом между декларантом и нотариусом заключается договор о подаче обезличенной декларации, в котором указывается специальный код-идентификатор декларанта, который предоставляется нотариусу Государственной налоговой службой.

В соответствии с законопроектами, проведение декларирования предлагается с 01 июля 2021 года до 01 июля 2022 года. В этот период декларанты могут подавать декларации, а также уточнения и внесение в них изменений, в случае необходимости.

Учитывая, что в декларации указываются активы, которыми владеет лицо, возникает логичный вопрос: а что же будет считаться базой для начисления сбора с одноразового (специального) добровольного декларирования? Базой будет считаться денежная стоимость соответственного объекта декларирования или номинальная стоимость денежного требования. Декларант должен обязательно документально подтвердить денежную стоимость таких объектов. В случае подачи обезличенной декларации, документы, подтверждающие стоимость подаются вместе с оригинальной декларацией и в дальнейшем хранятся только у нотариуса. Важно, чтобы оценка проводилась в соответствии с законодательством страны, в которой находится такой актив. Сумма сбора зависит от местонахождения актива, а также устанавливается специальная ставка для государственных облигаций. Так, предлагается установить следующие ставки:

  • 5 % — для объектов, находящихся в Украине;
  • 9 % — для объектов, находящихся заграницей;
  • 2,5 % — от номинальной стоимости государственных облигаций Украины со сроком оборота более чем 365 дней без права досрочного погашения, которые были приобретены декларантом в период с 01 января 2021 года до 20 июня 2022 года до подачи декларации.

Для целей специального декларирования, декларант должен разместить средства в национальной и иностранной валютах в наличной форме и/или в форме банковских металлов на текущих счетах со специальным режимом использования в банках Украины до подачи декларации. Банк обеспечивает размещение средств на специальном счету после осуществления проверки личности декларанта и установления источника происхождения таких активов, что в целом идет в разрез с нормой, в которой указано, что в декларации не указывается информация об источниках получения декларантом объектов декларирования.

Однако не все активы будут подлежать декларированию. Так, в случае не использования лицом своего права на подачу одноразовой (специальной) добровольной декларации, объекты считаются такими по которым полностью уплачены налоги и сборы, если это:

  • активы, суммарная стоимость которых не превышает 400 000 гривен по состоянию на дату окончания периода добровольного декларирования;
  • недвижимое имущество, собственником которого был декларант по состоянию на дату окончания периода добровольного декларирования, та которое не превышает следующие параметры:
  • объекты жилой недвижимости – квартира или имущественные права на квартиру до 120 м2, жилой дом до 240 м2;
  • объекты нежилой недвижимости – до 60 м2;
  • земельные участки, размер которых не превышает нормы бесплатной передачи в соответствии со ст.121 Земельного кодекса Украины.
  • одно транспортное средство для личного пользования и перевозки менее чем 10 лиц, право собственности на которое было зарегистрировано в соответствии с законодательством Украины по состоянию на дату окончания периода декларирования.

На указанные активы не насчитывается сбор с одноразового (специального) добровольного декларирования.

Таким образом, указанные законопроекты, предлагают своего рода компромиссный вариант между государством и представителями бизнеса касательно наполнения бюджета путем возвращения неоплаченных налогов по заниженной ставке в государственную казну. Однако, опыт иностранных стран не всегда был положительным и в некоторых странах после проведения налоговой амнистии декларантов все же привлекали к ответственности за не уплаченные вовремя налоги.

Если вы представитель бизнеса или физическое лицо и вы не полностью уверены в том, как потенциально налоговая амнистия может повлиять на ваше состояние, наши специалисты всегда готовы провести соответствующий анализ и определить риски, которые могут возникнуть в связи с налоговой амнистией и предложить пути их минимизации.

За информацией касательно услуг, вы можете обратиться по тел. +38 (063) 388 81 20, e-mail: info@voropaevltd.com.ua