Криптовалюты: купля-продажа, майнинг, обмен – когда ожидать правового регулирования в Украине?

0 Comment

Не первый год многие страны шаг за шагом делают попытки правового регулирования различных аспектов деятельности с крипто активами. В тоже время несмотря на то, что некоторые страны запрещают ведение деятельности с крипто активами, фактически запретить её практически невозможно, так как существует множество способов продолжения её ведения в обход установленных запретов. Помимо указанного, правовое регулирование получения доходов от ведения деятельности с крипто активами, учитывая значительно возросшую стоимость криптовалют (в частности, Bitcoin) за последний год, позволит государству иметь ещё один источник пополнения бюджета. Значительное количество стран уже приняли соответствующие законодательные акты полностью или частично регулирующие деятельность с крипто активами. Однако, в Украине регулирование данного аспекта все ещё стоит на паузе.

02 декабря 2020 года Верховная Рада Украины в первом чтении приняла Проект Закона «О виртуальных активах» и на данный момент документ находится на подготовке ко второму чтению. Он определяет такие основные понятия как «виртуальный актив», «кошелёк виртуального актива», «ключ виртуального актива», «поставщики услуг, связанных с оборотом виртуальных активов», «участники рынка виртуальных активов» и т.д.

В соответствии с данным Проектом:

Виртуальный актив  — это совокупность данных в электронной форме, которая имеет стоимость и существует в системе оборота виртуальных активов.

Виртуальный актив может быть как самостоятельным объектом гражданского оборота, так и удостоверять имущественные или не имущественные права, в частности, права требования на другие объекты гражданских прав. В то же время, в Проекте прямо указано, что виртуальные активы не являются средством платежа на территории Украины.

Субъект предпринимательской деятельности, который осуществляет в интересах третьих лиц один или несколько видов деятельности с виртуальными активами, установленных законом, считается поставщиком услуг, связанных с оборотом виртуальных активов и подлежит обязательной государственной регистрации. К таким видам деятельности относятся:

  • хранение или администрирование виртуальных активов и ключей виртуальных активов;
  • обмен виртуальных активов;
  • перевод виртуальных активов;
  • участие и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением эмитента и/или продажей виртуальных активов.

Помимо обязательной регистрации, поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов также должен соответствовать определённым требованиям, а именно:

  • безупречная деловая репутация руководителя и участников;
  • раскрытие информации о структуре собственности (включая информацию о конченых бенефициарах или их отсутствии);
  • разработанные и внедренные внутренние процедуры финансового мониторинга;
  • разработанные и внедренные правила обработки персональных данных.

Если же физическое лицо или субъект предпринимательской деятельности не осуществляет указанные виды деятельности в интересах третьих лиц, то такая деятельность не считается предоставлением услуг, связанных с оборотом виртуальных активов и не подлежит обязательной регистрации.

В соответствии с законопроектом Министерство цифровой трансформации Украины в течении 30 дней принимает решение о проведении государственной регистрации деятельности поставщика услуг, связанных с оборотом виртуальных активов и внесении его в Государственный реестр поставщиков услуг, связанных с оборотом виртуальных активов, или принимает решение об отказе. Строк действия государственной регистрации является неограниченным.

На данный момент, рассмотрение Проекта Закона Украины «О виртуальных активах» не стоит на повестке дня в Верховной Раде Украины. Однако, и новых законопроектов на тему регулирования деятельности с крипто активами пока не вносилось на рассмотрение.

А как же быть с налогами?

Значительно ранее (ещё в ноябре 2019 года) был внесен на рассмотрение Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс касательно налогообложения операций с крипто активами». Основной идеей данного законопроекта является обозначение прибыли от операций с крипто активами как положительной разницы между доходом, полученным плательщиком налога от продажи крипто активов и расходами, связанными с их приобретением и/или созданием. По общему правилу предлагается, что такая прибыль будет базой для применения общей ставки налога на прибыль в размере 18 % (+ 1,5 % военного сбора). В то же время, предлагается установить ставку в 5 % для налогообложения инвестиционной прибыли от продажи крипто активов сроком на 5 лет.

Следует отметить, что несмотря на то, что законопроект так и не был принят, указанные в нем правила по налогообложению прибыли, полученной от деятельности, связанной с крипто активами, на практике уже и так применяются. Так, обозначенная прибыль налогооблагается по общей ставке 18 % (+ 1,5 % военного сбора) и подпадает под категорию «иные доходы».

В свою очередь, физические лица-предприниматели, занимающиеся майнингом криптовалют чаще всего находятся на упрощённой системе налогообложения и оплачивают 5 % налога от полученных доходов. Однако, такой подход является достаточно рискованным, так как на практике физических лиц-предпринимателей исключали из Реестра за ведение деятельности, которая не была включена в перечень деятельности, которой они занимаются.

Таким образом, на данный момент существует правовая коллизия, когда с одной стороны существуют доходы, получаемые от деятельности с крипто активами, а с другой отсутствует правовое регулирование вопросов декларирования и налогообложения таких доходов. Так, как было указано, некоторые предприниматели пытаются задекларировать свои доходы, полученные от деятельности с крипто активами, и оплатить налоги, а взамен имеют риски исключения из Реестра за ведение деятельности вне рамок закона.

Некоторые предприниматели и физические лица, которые хотят вести деятельность с крипто активами в рамках правового поля иногда также рассматривают варианты получения резидентства в юрисдикциях, где такая деятельность является законодательно урегулированной.

За информацией касательно получения юридических консультаций по вопросам ведения деятельности с крипто активами в Украине или выбора юрисдикции для ведения крипто бизнеса, Вы можете обратиться по тел. +38 (063) 388 81 20 или email: info@voropaevltd.com.ua